ГМО: страх как повод запретить
Страх движет многими поступками людей. Вдумайтесь: страх потерять вещь сильнее радости приобретения этой вещи. Социологи сообщают, что лозунг «торопитесь, иначе потеряете деньги», срабатывает в 3 раза эффективнее, чем «купив товар, Вы сэкономите».
Еще сильнее мы боимся того, о чем не знаем или знаем слишком мало. Люди боятся апокалипсиса, глобального потепления, парникового эффекта.
Именно на этих страхах играют производители традиционной продукции, чтобы не пускать на рынок новое.
Современные пищевые страхи
- Страх ГМО;
- Страх пальмового масла;
- Страх Е-добавок;
- Страх пластиковых бутылок.
Страх ГМО
Страх к генетически модифицированным организмам (ГМО) подогревают производители гербицидов и пестицидов. Это один из самых больших страхов, так как он произрастает не из-за незнания, а из-за частичного знания. Хиросима и Нагасаки, Чернобыль. На уроках биологии и химии нам говорили, что неконтролируемое вмешательство в геном чревато возникновением уродств (вот этого мы больше всего боимся!) и заболеваний.
Обратите внимание на выделенное слово «неконтролируемое». Как раз это и есть в сельскохозяйственной селекции. Годами отбираются растения с появившимися выгодными нам мутациями, которые не контролируются. А генетически модифицированные организмы получаются путем контролируемого вмешательства в геном с целью получить нужный нам продукт.
И еще обратите внимание: все страшилки крутятся вокруг генетически модифицированных растений. А вот о живых организмах не говорится ничего. К сведению: в России разрешены 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов, которые используются для производства продуктов здорового питания с живыми бактериями. Но об этом молчат.
Еще один страх, который усиленно раздувается: возможное бесплодие. Причем аргументы убийственные: если «бесплодны» генетически модифицированные растения, значит, съев их, бесплодными станут люди. Интересно, почему мы выращиваем на своих дачах гибридные растения, не дающие потомства с родительскими признаками, и не боимся, что станем бесплодны?
Иррациональный страх – появление перепонок на руках, причем даже не у потомства, а непосредственно у съевшего продукты с геном перепончатого. Смешно? Французы, в кухне которых присутствуют блюда из лягушек, почему-то не начинают квакать. Да и мы, любители курицы во всех вариантах, не кукарекаем. С какой стати пострадает наша ДНК, если мы съедим генетически модифицированную картошку?
Ну и боязнь приставки транс-, появившаяся в связи с транс-жирами или трансизомерами. Иногда, говоря о ГМО, называют их трансгенными. А обозначает это лишь то, что работая с генетическим материалом организмов, вносят в него чужеродные нуклеотидные последовательности (проще – трансгены).
На самом деле, приставка транс- имеет значения: 1. Расположенный по ту сторону, это о транс-жирах, они как раз отличаются от более распространенных и полезных цис-изомеров строением. 2. Перенесенный через (сквозь), это про трансгены, то есть гены, перенесенные из одного организма в другой.
Эти страхи раздувают и поддерживают. Всей информацией человек не владеет, искать ее в научных источниках скучно. Вот мы и воспринимаем речи глашатаев противников ГМО как истину. А как же, даже Дмитрий Медведев (а до этого сам Владимир Путин) заявил, что пускать ГМ-продукты в Россию не будем в целях продовольственной и пищевой безопасности. Самое интересное, что продажа ГМ-продуктов в России давно запрещена и запрета никто не отменял.
Селекция – та же генная инженерия, только на создание сорта требуется много времени. Теперь необходимые признаки можно включить в организм. К сожалению, пока не все. Работы по ГМО ведутся еще слишком мало времени. Это дает повод противникам говорить, что нельзя использовать ГМО-продукты, так как последствия их потребления пока не изучены.
Да, наведем еще страха, уже выведены сельскохозяйственные трансгенные коровы, устойчивые к заболеванию маститом. А еще трансгенный лосось, имеющий большие размеры. Ну да, и женщина с колючками на лице, потому что ела продукт, в который был внедрен ген кактуса. Видеосюжет о женщине был показан на одном из российских телеканалов. Что это за продукт, зачем туда внедряли ген кактуса, как долго женщина ела этот продукт и с какой стати у нее изменились гены, не рассказали.
Гена кактуса не существует, кактус как вид определяется набором генов. И одинаковые гены вполне могут быть у человека и мыши. Но мы почему-то не боимся стать грызунами. Ген – это очень маленькая часть молекулы ДНК, и только некоторые молекулы ДНК определяют видовые признаки.
Откуда этот дым без огня? До 1998 года генной инженерией спокойно занимались. Проблем не возникало. Но в 1998 году в Англии в прямом эфире выступил ученый Арпад Пуштаи, который заявил, что у грызунов, которых в лаборатории кормили ГМ-картофелем, возникли серьезные отклонения в здоровье. Вывод ученого: трансгенная пища опасна для здоровья. Чуть позднее была опубликована работа, выводы в которой были сдержаннее, но… Заявление, подобно бомбе, имело сокрушительный успех. Ученые всех стран пытались повторить опыты Пуштаи, но ничего у них не получалось. Авторитетная группа ученых исследовала схему эксперимента и обнаружила в ней грубейшие ошибки. Результаты проверки также были опубликованы в том же журнале. Начались многочисленные обсуждения. Ученых, поставивших под сомнение результаты эксперимента, обвинили в том, что все они были подкуплены. Разумнее было бы предположить подкуп одного ученого. Хотя, возможно, это была ошибка.
Кому это надо? Прежде всего, компаниям, производящим пестициды и прочие ядохимикаты. Ведь ГМ-растения могут быть устойчивыми к вредителям, болезням, да и к самой отраве.
ГМО-продукты продолжают изучать, особенно тщательно исследуются возможное отрицательное действие на организм. За 16 лет исследований (если за нулевую точку взять 98 год) сменилось минимум 80 поколений лабораторных грызунов (мышь дает 5 пометов в год).
“Ни одно исследование не выявило вредного воздействия ГМО.
Ученые очень сильно хотят подтвердить этот вред, но пока не удается. Ссылаться на малое время наблюдений уже не имеет смысла. Времени было достаточно.
А вот достаточно убедительный эксперимент: подопытных грызунов кормили обычным картофелем, картофелем с геном Вt, вредным для колорадского жука, и картофелем, который обработали Вt-токсином. Мыши из двух первых групп не отличались по здоровью, а у мышей из третьей группы были отмечены негативные изменения в печени.
И все-таки нас греет фраза, что российские червивые и мелкие яблоки вкуснее крупных и красивых заграничных. Повода для гордости нет. То, что яблоки червивые, говорит о плохом уходе за яблонями. Крупные заграничные яблоки получают не благодаря генетической модификации, а выращиванием соответствующих сортов и сортировке, крупные – на продажу, средние – на соки, джемы и прочее, мелкие – на переработку для корма скоту. А вкус зависит от сорта яблок. Признаем, что есть очень вкусные импортные яблоки…
Все ГМО-продукты изучаются так тщательно, как никакие другие. Но вредного воздействия все не находят.