Здоровое питание под пальмой*
Сказки о здоровом питании постоянно эксплуатируются бизнесом, как же без этого? Но потребитель нынче умный, к высказываниям акул продовольственного бизнеса он может отнестись критически. Но вот если мифы начинает поддерживать государство, здесь потребитель задумывается…
Итак, в прямом эфире наш президент поручил рассмотреть вопрос о целесообразности маркировки пальмового масла. Напомним, что данное растительное масло считается безопасным во всех странах мира, кроме России.
Минсельхоз незамедлительно предложил маркировать продукты с заменителями молочного жира (хотя пальмовое масло далеко не всегда входит в их состав), надпись будет занимать 30% площади этикетки.
Если говорить о вреде для здоровья, то у медицины больше вопросов вызывает молочный жир, чем растительный. Пальмовое масло действительно содержит большое количество насыщенных жирных кислот – 50%, но в молочном жире их ещё больше – более 65%. Кроме того, молочный жир в нагрузку содержит ещё и холестерин. Общественная организация «Правда о еде» ещё в 2014 году выступала с предложением маркировать высокожирные молочные продукты: население ошибочно считает, что чем выше жирность, тем качественнее продукт. Это заблуждение может привести в повышению холестерина, инфарктам и инсультам.
Дискуссии о пальмовом масле выгодны чиновникам, ведь это и забота о сельском хозяйстве (молочные продукты не выдерживают конкуренции с пальмой), и забота о здоровье населения (ведь в России пальмовое масло считается вредным).
А что в реальности?
Пальмовое масло – лидер среди потребляемых растительных масел в мире. Его безопасность доказана многочисленными исследованиями и подкреплена рекомендациями ВОЗ. Однако некоторые страны вводят ограничительные законы на пальму, что связано не с её «вредом», а совсем с другими факторами. Например, ограничительные меры вводятся во Франции из-за сильного молочного лобби. Оно вытесняет растительные масла и стремится к тому, чтобы во всех продуктах (в том числе кондитерских и хлебобулочных) был только молочный жир. В других западных странах нередко появляется негатив о пальмовом масел, опять же, связанный не с его «вредом», а с проблемой экологии. Кроме легального производства в странах Азии есть и браконьеры, которые наносят непоправимый вред природе, вырубая леса для новых плантаций пальмы. Это приводит к сокращению популяций животных (в частности, орангутанов).
В мире потребление пальмового масла продолжает расти. За последние 15 лет потребление пальмы в США выросло в 6 раз, в Европе – в 2,5 раза.
Чем же так привлекательно пальмовое масло?
Главное вовсе не дешевизна. Главная причина – натуральная замена трансжирным кислотам, крайне опасным для здоровья человека. В США указание наличия трансжиров в продукте обязательно, предположительно, что вскоре будет полный запрет на трансжиры. Подобное происходит и в ЕС. В России некоторые ограничения на использование трансжиров в продуктах питания вводятся в 2018 году (подчеркнем, некоторые!).
Так надо ли все знать потребителю? На первый взгляд, да. А что включает это «всё»? Калорийность, количество белков, жиров и углеводов, полный состав продукта, отсутствие антибиотиков, ГМО. А может, чем питалась корова, из которой сделали колбасу?
В США (Университет Оклахомы) провели интересный эксперимент: респондентам задали вопрос о необходимости маркировки продуктов, содержащих ДНК. Результат впечатляющий: 80% участников идею поддержали! Так может, надо маркировать продукты, в состав которых входит дигидрогена монооксид?
Справка: дигидрогена монооксид – второе название обычной воды, с использованием которого связана история о научной мистификации.
Так что должно делать государство? Прежде всего, развеивать продовольственные мифы, проверять всю информацию о питании, образовывать потребителя. А у авторитетных государственных ведомств должны быть сайты с достоверной информацией о здоровом питании.
*по материалам РБК (авт. Андрей Сизов, исп. Директор аналитического центра «СовЭкон»)